Thursday, May 23, 2013

Рэки Финляндии. Остров UTÖ

Продолжаем серию поездок для дайверов под условным названием "Рэки Финляндии". На этот раз наш путь лежит на остров Утэ - самый южный из населенных островов Финляндии. 

Остров Утэ лежит на краю Архипелагового моря,  на равном удалении (около 90 км) от Ханко, Турку и столицы Аландских островов Марианхамна и известен с 16-го века как остров катастроф. Здесь селились лоцманы, которых нанимали мореплаватели для навигации в шхерах, здесь стоит старейший в Финляндии маяк, впервые зажженный еще в 1753 году, уничтоженный во время Финской войны 1808-1809 годов и восстановленный в 1814, здесь же расположена метеостанция, прогнозами которой пользуются все финские рыбаки и яхтсмены.  

Остров играл важную роль в системе береговой обороны – в начале Первой мировой войны русские инженеры установили на острове две батареи (№62 - №64а) тяжелых 152 мм и 75мм орудий с целью усиления Або-Аландской минно-артиллерийской позиции. И до сих пор укрепления острова входят в систему береговой обороны Финляндии – на острове располагается небольшой гарнизон. Музейное ведомство на основании решения Государственного совета Финляндии от 22 декабря 2009 года объявило остров объектом культурного наследия государственной важности.
Строительство батареи на Утэ. Ок.1915 г.
Акватория вокруг острова – настоящее кладбище кораблей.    Среди печально известных кораблекрушений, гибель парома «Эстония», коммерческого судна типа Liberty «Park Victory», затонувшего в 1958 году парохода «Rhein» водоизмещением 4605 брт – список можно продолжать очень долго. По информации финского дайверского портала  вокруг острова нашли свою последнюю гавань более 30 кораблей и судов различных эпох. На самом деле, их, конечно, гораздо больше. Многие затонувшие корабли еще ждут своих исследователей.  

Остров лежит в открытом море, что обеспечивает отличную для Балтики прозрачность. Видимость может достигать 10-15 метров. С другой стороны, такое местоположение требует от дайверов хорошей физической и психологической подготовки – волны и ветер открытой Балтики, быстро меняющаяся погода и главный фарватер неподалеку от мест погружения, - все эти факторы нужно принимать во внимание при выборе этих мест для дайвинга. Смелые и решительные дайверы будут вознаграждены большими, прекрасно сохранившимися объектами и великолепным отдыхом в окружении незабываемой суровой финской природы.

В период с 27.6 по 31.7.2013 года мы совместно с компанией DIVETRAVEL организуем серию погружений на самые интересные объекты, лежащие вокруг острова.  Программа проводится по определенным дням с привязкой к действующему расписанию паромов.

Трип 29.6 – 2.7.2013

29 июня 

05.00 Выезд из Санкт-Петербурга (микроавтобус)
13.30 Паром Pärnäs – Utö
18.00 Прибытие на остров, размещение, подготовка снаряжения
30 июня
09.00 завтрак
10.00 два погружения на объекты
16.00 экскурсия по острову
1 июля
09.00 завтрак
10.00 два погружения на объекты
16.00 свободное время (возможно третье погружение)
2 июля
08.00 завтрак
09.00 одно погружение на объект
12.00 сбор снаряжения
13.30 паром Utö-Pärnäs
17.45 прибытие в Pärnäs, отъезд в Петербург


Стоимость  поездки 490 евро
В стоимость входит:
- трансфер Санкт-Петербург – Utö – Санкт-Петербург (микроавтобус)
- размещение на острове, Hannas Horisont b&b, 2-х-4-х местные комнаты
- постельное белье и полотенца
- завтраки
- трансферы к местам погружений
- воздух (баллоны или спарки макс 2х12х230) за исключением первого погружения
- дань нойдам с целью обеспечения хорошей погоды
Опционально  (то есть, за дополнительную плату) возможно заказать:
- обеды 15 евро,  готовят в соответствии со временем погружений
- компрессор – забивка баллонов  - 10 евро (баллон или спарка макс 2х12х230). 15-и литровые спарки 13 евро, 18-и литровые 15 евро
- 3-е погружение/ночное погружение - 40 евро. Воздух включен. Минимум 4 участника
- размещение в отеле высокой категории – по запросу
- аренду скутера Suex Xjoy7 - 25 евро/погружение
- индивидуального гида – по запросу
- изменение расписания поездки – ранний выезд и раннее прибытие, что даст возможность сделать дополнительный дайв в первый день - 60 евро
Катер обеспечения - Boomeranger Ines 8.0 RIB
Дополнительная информация:
- трансфер на остров на пароме без т/с. Снаряжение должно быть хорошо упаковано и готово к переноске на паром и обратно;
- при размещении душ, туалет и кухня в общем пользовании;
- баллоны бьем между погружениями. Дайвер сам таскает свои баллоны до компрессора и назад;
- погружения могут проводиться в два этапа – группы А и Б (1-3 и 2-4 выходы). Численность каждой группы 8 человек (возможно до 10 человек)
- минимальная квалификация: для Park Victory AOWD/P2. Дайверы уровня OWD/P1 могут погружаться только в паре с дайвмастером/инструктором либо в сопровождении гида. Для погружений на Harald Haarfaager уровень не ниже Deep Diver/P3;
- каждый дайвер сам отвечает за наличие специальной страховки;
- в случае неблагоприятных погодных условий одно погружение может быть проведено на защищенный объект (Clara);
- в случае продолжающейся неблагоприятной погоды (сильном ветре, тумане и т.д.) деньги за отмененные дайвы возвращаются из расчета 30 евро/погружение;
- если дайвер сам отказывается от погружения, деньги из стоимости пакета не возвращаются.

Описание некоторых объектов
PARK VICTORY






Грузовой пароход, построен в 1945 году. Тип Liberty – серия сухогрузов, строившихся в США в 1943-1945 годах специально для транспортных военных перевозок. Всего было построено 534 судна такого типа. Водоизмещение 9000 тонн, длина 139 метров, ширина 18,5 метров, скорость 16-19 узлов.

Судно вышло из Ньюпорта (Вирджиния) в Хельсинки с грузом каменного угля и вечером 24 декабря 1947 года из-за сильного шторма и метели вынуждено было встать на якорь недалеко от острова Уто в ожидании рассвета и улучшения погоды (необходимо было безопасно миновать оставшееся минное заграждение Насхорн). Однако, якоря не выдержали, и судно в 0.45 25 декабря налетело на подводную скалу. С помощью собственных двигателей судно снялось с мели, однако, уже в 2.45 налетело центральной частью на другую мель, получило большие пробоины и затонуло через 20 минут. Несмотря на быстрое прибытие спасателей, из 48 членов экипажа 10 человек погибли.
Объект лежит на грунте на глубине 23-36 метров с креном на правый борт, носовая часть сильно разрушена. Верхушки мачт в кормовой части на 8 метрах, носовая часть на 13 метрах, корма на 23 метрах. Судно имеет два носовых и три кормовых трюма, капитанский мостик в центральной части. Разломан в районе мостика, мачты на месте, за исключением передней, палубные надстройки на месте. Состояние обшивки удовлетворительное, в левом борту пробоина. Грунт песок – камень. Видимость 5-15 метров.


HARALD HAARFAAGER
Норвежский двухмачтовый пароход, порт приписки Берген. Водоизмещение 1249 брт, длина 70 метров, следовал с Явы через Порт-Саид и Гибралтар в Турку с грузом сахара. Ранним дождливым и туманным утром 11 сентября 1891 года в видимости острова Утэ поднял флаг для приема лоцмана. Принято решение бросить якорь. Однако сделать этого не успели – судно нашло на банку Nätegrund, получило пробоину и быстро затонуло. При этом взорвался паровой котел, который сильно повредил корпус судна. Экипаж успел пересесть в шлюпки, и был подобран прибывшим лоцманским катером. В начале 20-го века предпринимались отдельные поисковые работы, проводившиеся водолазами. Стоимость груза составила 787400 марок. 
Объект лежит на глубине 35-45 метров. Состоит из трех частей. Носовая часть до фок-мачты лежит на правом борту, сильно разрушена, много пробоин и спутанного металлического лома. Просматривается якорная лебедка. Кормовая часть за грот-мачтой лежит с креном на левый борт и частично ушла в грунт. Машинное отделение просматривается с палубы, также сохранился четырехлопастной винт. Наиболее длинная центральная часть парохода смещена по вертикальной оси и частично замыта. Мачты повалены и находятся под корпусом. В центральной части имеются проходы во внутренние помещения с правой стороны корпуса, однако, велика опасность обрушения в связи с плохим состоянием судна. Грунт – ил. Видимость 5-15 метров.

1 comment:

  1. Labels, мне было очень интересно на Вашем блогге. Спасибо.
    Давно хотел узнать что же такое делали финны и финские власти в отношении своих шведов, что вынудили финских шведов инициировать вообще отделение от Финляндии, но согласились на автономию? Например в чём именно проявлялась финизация своих шведов? Какие притеснения помнит шведское население со стороны властей и населения Финляндии?
    С уважением
    Владимир.

    ReplyDelete